Активный туризм

71 смотр.

Известны серьезные туристские путешествия и по тундре, и по пустыне, и по другим достаточно однообразным ландшафтам. Но те путешествия привлекали взрослых квалифицированных туристов своей спортивностью — трудностью преодоления сложной для прохождения местности, которая тянется бесконечно.

Более привлекательны для путешественников горные районы, в них сосредоточены очень разные природные объекты: вершины, перевалы, гребни, кары, ледники, снежники, озера, реки.

У каждого есть свое представление о том, что такое «большая река», «высокая гора», «дремучий лес», «бескрайняя степь». Чем больше видел рек, гор, лесов и степей, тем точнее эти представления. Не каждый правильно представляет, что такое ледник, кар, пещера. Объяснения тут мало помогают. Надо хоть раз увидеть эти объекты самому, желательно в детстве.

Исходя из всего вышесказанного, суть активного туристского путешествия состоит в том, что путешественники сами выбирают цели — объекты природы, которые они хотели бы посетить (посмотреть); сами прокладывают маршрут, обеспечивающий рациональное преодоление препятствий, достижение выбранных целей.

Современные активные туры путешествия — модель тех исследовательских экспедиций, которые открывали и изучали Землю. Туристы (особенно дети) тоже открывают и изучают новые территории. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Человек своими глазами может посмотреть тайгу и степь, пустыню и тундру. Только те, кто много путешествовал по разным краям, имеют правильное представление о размерах своей страны, Земли в целом. Для домоседов самолеты и телевидение, почта и телеграф сжали Землю до размеров небольшого шарика, на котором стоит их дом. Все остальное находится где-то далеко, но в пределах одного дня пути.

Активные маршруты и культурный тур, в основном определяются следующими критериями, руководствуясь двумя критериями: район путешествия должен быть доступным (существующая транспортная сеть должна обеспечивать быстрое надежное его достижение); маршрут должен быть коротким, интересным (разнообразным) и достаточно простым.

Активный туризм подразумевает тесное взаимодействие человека с природой. Деревья дают дрова для костра. На костре готовят пищу, костер может превратиться в пожар. По реке можно плыть на лодке или плоту, но надо быть осторожным — в реке можно утонуть. Дождь создает большие неудобства для туристов, но он питает реки, поит растения. Эти и подобные им наблюдения и впечатления могут сформировать у людей понимание зависимости людей от природы, природы от людей, взаимосвязи явлений природы, дадут возможность осознать себя частью природы.
Активность путешествия состоит в том, что цель и пути к ней определены и объявлены заранее («заявлен» маршрут). Непрохождение маршрута, его изменение означает неуспех, провал путешествия, поражение команды (туристской группы). Конечно, все тут достаточно условно, но подобные условности присущи спорту вообще.
Есть активного туризма и специфическая особенность. Упорное стремление к условной цели в походе требует осторожности. Иначе может возникнуть другая, уже не условная, задача — как вернуться живым. Поражение здесь может означать не условный проигрыш, а жесткий, безусловный вопрос: «Как выбраться, выжить?»
Активное путешествие — длительное (дни, недели) — комплексное мероприятие. Оно требует большой затраты физических (сила, выносливость, технические приемы) и интеллектуальных (тактические задачи, технические приемы) усилий. Нельзя все предусмотреть заранее. На маршруте нас ждут приключения. Надо суметь в конкретной реальной обстановке осуществить то, что было спланировано. Разумеется, сделать это можно будет, если удалось более или менее точно угадать (предвидеть!), что ждет на маршруте, и, если запас возможностей по преодолению неожиданностей у путешественников имеется.
К активному туризму примыкает так называемый «дикий» туризм. «Дикие» туристы имеют более или менее выраженное — намерение посетить район, посмотреть те или иные объекты. Но конкретного маршрута, который они обязаны пройти, у них нет. Формально это выражается в том, что они не «заявляли» путешествие. В зависимости от обстановки во время путешествия «дикие» туристы корректируют свои намерения, меняют маршрут. Ясно, что четкой грани между активным и «диким» туризмом нет. Используя существующий термин «дикий» туризм, мы ничуть не желаем выказать свое пренебрежение к нему. Мы сами начинали как «дикие» туристы, знаем, что это явление широко распространено, видим, как постоянно происходит миграция между «диким» и спортивным туризмом.
Активные виды туризма
Пешеходный туризм. Оценка категории сложности маршрута осуществляется по «Методике категорирования пешеходного маршрута». При этом рекомендуется пользоваться методическими рекомендациями «Классификация пешеходных маршрутов».
Горный туризм. Категория сложности маршрутов определяется набором перевалов и вершин определенных категорий трудности. Под понятием «перевал» в горном туризме понимается место пересечения хребта или его отрога из одной долины в другую. Перевальная точка может не совпадать с самой низкой точкой водораздела. В спортивном туризме приняты шесть полукатегорий сложности перевалов — от 1А до 3Б. Перевалы проще 1А категории трудности называются некатегорийными (н/к) alabrigatravel.com.
Классификация перевалов приведена в «Перечне классифицированных перевалов высокогорных районов» и дополнениях к нему. Категория трудности перевалов в зависимости от условий (времен и года, снежно-ледовой обстановки) может изменяться на полукатегорию.
Такие перевалы отмечены в перечне знаком *. При зачете похода данные перевалы должны быть классифицированы однозначно (например, 2А или 2Б, но не 2А*). Знак * у перевала 3Б означает, что для его преодоления участники группы (ее руководитель) должны иметь опыт прохождения (руководства прохождением) перевалов 3Б.
Последовательное прохождение двух и более перевалов, если существенная по протяженности часть спуска в долину с одного и подъема из долины на следующий перевал выпадает, рассматривается как перевальная связка и засчитывается как один перевал.
В горные походы могут включаться восхождения на вершины и траверсы хребтов, которые должны логично вписываться в нитку маршрута. В связи с различиями в подходах к оценке горного рельефа в активном туризме и альпинизме, категория трудности восхождения или траверса, не являющегося элементом прохождения перевала, должна оцениваться МКК на основании перечня классифицированных вершин или изложенной в нем методики экспертной оценки. Категория трудности восхождения или траверса не должна превышать трудность перевала, определяющего категорию сложности похода. При определении категории трудности впервые пройденных перевалов рекомендуется пользоваться «Таблицей оценки трудности перевалов».
Водный туризм. Водные походы, многодневные сплавы по рекам. Водные препятствия в зависимости от уровня воды могут иметь различную категорию трудности.
Конный туризм. Многодневные конные походы, и радиальные конные выходы на весь день с проживанием на турбазе.
Велотуризм. Оценка категории сложности маршрута осуществляется по «Методике категорирования велосипедного маршрута».
Лыжный туризм. Оценка категории сложности маршрута осуществляется путем сравнения его с «Перечнем...» либо с использованием особой методики.
Категория сложности походов с одновременным использованием нескольких классов судов засчитывается: для участников — по тому классу судна, на котором они совершают данный поход; для руководителя — по высшей категории сложности для участвующих в походе судов, если минимальное количество этих судов и минимальное число членов их экипажей удовлетворяет соответствующим требованиям «Правил проведения соревнований туристских спортивных походов».
Автомототуризм. Оценка категорий сложности маршрута осуществляется по «Методике категорирования автомотопоходов».
Спелеотуризм. При категорировании спелеопоходов учитываются категории трудности пещер и их количество. Весь набор пещер должен проходиться во время одного похода. В виде исключения допускается зачет «сборных» походов для тех районов, где нет достаточного количества пещер, расположенных на приемлемом расстоянии друг от друга. Если пещера первой или второй категории трудности имеет большую протяженность, прохождение нескольких пещер может быть заменено прохождением нескольких маршрутов в одной и той же пещере.
Парусный туризм. В парусном активном туризме классифицируются маршруты, проходимые на разборных парусных судах по водохранилищам, озерам, крупным рекам, в прибрежной зоне морей и океанов. Категория сложности похода определяется предварительно, исходя из следующих факторов:
1) ветро-волновых условий водоема (силы и направления господствующих ветров и характера волнения в период похода, ширины и глубины водоема в районе маршрута);
2) географических и других особенностей района (средних многолетних показателей температуры воды и воздуха в период похода, характера берегов, приливно-отливных и иных течений, наличия пресной воды);
3) туристкой освоенности района, интенсивности судоходства, сложности навигационных условий; наличия населенных пунктов.
Категория сложности фактически пройденного группой похода определяется по результатам рассмотрения отчета, но не может быть выше заявленной при выходе на маршрут. При разработке классификационных и оценке заявляемых маршрутов принимаются следующие ориентировочные показатели их сложности:
Поход считается соответствующим заявленной категории сложности, если группа не менее трех ходовых дней находилась в условиях наибольшей разрешенной для данной категории похода силы ветра. При планировании переходов необходимо иметь в виду, что плавание при максимально допустимых для похода ветро-волновых условиях не должно совпадать с максимально допустимым удалением от берега. При движении по рекам протяженность корректируется в соответствии со скоростью течения реки (при скорости более 3 км/час протяженность увеличивается на 20 %).
С учетом крейсерской скорости парусных туристских судов протяженность похода корректируется коэффициентом энерговооруженности в зависимости от площади основной парусности и числа членов экипажа. Для надувных судов коэффициенты уменьшаются на 0,2, а для судов с жестким корпусом увеличиваются на 0,05.
Классификация маршрутов, используемых для активного туризма
Единая всероссийская спортивная классификация маршрутов (ЕВСКМ) определяет основные принципы, требования и технологию классификации активных походов.
В зависимости от трудности преодолеваемых препятствий, района похода, автономности, новизны, протяженности маршрута и ряда других его показателей, характерных для того или иного вида ктивного туризма, походы разделяются на походы выходного дня, некатегорийные и категорийные. Кроме того, походы разделяются по видам туризма: пешеходные, водные, горные, лыжные, велосипедные, автомобильные, мотоциклетные, спелео- и парусные, а также могут представлять их комбинации.
Активные походы по своей сложности разделяются по возрастающей на три степени сложности — от I до III, и шесть категорий сложности — от I до IV.
Категории сложности походов могут определяться как в соответствии с «Перечнем классифицированных туристских активных маршрутов» и связанными с ним перечнями локальных препятствий — перевалов, вершин, пещер, так и в соответствии с данной ЕВСКМ. При сравнении с «Перечнем...» техническая сложность, разнообразие и характер препятствий в походе должны быть не ниже, чем у классифицированных маршрутов той же категории сложности в данном районе.
Классификация походов по степени сложности используется в детско-юношеском туризме. Учитывая специфику детско-юношеского туризма, классификация походов по степеням сложности для парусного, автомото- , спелео- и горного туризма отсутствует.
Основными показателями, определяющими категорию сложности похода, являются вид, количество, разнообразие и категория трудности преодолеваемых на маршруте препятствий. Категория трудности препятствия определяется тем, какой уровень квалификации и технического мастерства требуется для его безопасного прохождения. В каждом виде туризма имеются свои типичные препятствия, отражающие его специфику. Маршруты более высокой категории сложности содержат более трудные препятствия. При категорировании маршрутов в первую очередь учитываются такие препятствия, которые дают туристам технический опыт, необходимый для безопасного прохождения последующих маршрутов.
Комбинированным считается поход, составные части которого представляют полноценные спортивные маршруты разных видов туризма, при этом сложность каждой его части должна быть не ниже II категории сложности. Общая категория сложности комбинированного похода может быть на одну единицу выше, чем максимальная сложность его составных частей.
При включении в маршрут отдельных участков (препятствий) из других видов туризма или препятствий более высоких категорий трудности данного вида туризма маршрут может иметь статус маршрута «с элементами» походов более высоких категорий сложности или характерных для других видов туризма.
Для некоторых видов туризма (пешеходного, лыжного, парусного) категория сложности похода в значительной степени зависит от географического района похода, его автономности, суммарного перепада высот, набранного группой на маршруте.
Нормативная продолжительность похода понимается как минимальное время, необходимое для прохождения маршрута подготовленной группой. Эта продолжительность может быть больше при увеличении протяженности маршрута, количества и трудности препятствий, а также за счет времени на разведки и его запаса на случай непогоды. Количество дневок не должно превышать 20% от общей продолжительности похода.
Нормативная протяженность похода понимается как наименьшая допустимая длина маршрута данной категории сложности. Протяженность может быть уменьшена (но, как правило, не более чем на 25 % ) при существенном увеличении на маршруте числа препятствий, определяющих категорию сложности похода. Протяженность маршрута в сильнопересеченной местности измеряется по карте масштаба 1:100000, и полученный результат умножается на коэффициент 1,2.
Основная часть маршрута должна быть линейной или кольцевой (одно кольцо) протяженностью не менее 75 % от установленной для данной категории сложности похода и содержать наиболее трудные препятствия маршрута (для горных походов — не менее двух наиболее трудных перевалов).
Радиальным выходом в походе считается небольшой участок маршрута с возвращением в ту же точку. Расстояние и естественные препятствия, пройденные в кольцевых радиальных выходах (с возвращением по другому пути), засчитываются полностью, а пройденные в линейных радиальных выходах (с возвращением по тому же пути) засчитываются в одном направлении.
Маршруты походов должны быть непрерывными. Разрывом маршрута считается не вызванное необходимостью пребывание в населенном пункте более двух суток, а также использование транспорта внутри маршрута.
В некоторых случаях для связки рек, пещер допускается использование транспорта в пределах данного туристского района, если это обосновано логикой похода и не нарушает его целостности.

Другие интересные статьи

71 смотр.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *